Игорь Палей

 

 

Нельзя рассматривать характер, темперамент человека в отрыве от географической среды, взрастившей его. Климат и природа, традиции и образ жизни, безусловно, оставляют след на творческой личности.

Следует особо подчеркнуть, что в период, когда во всей стране, именовавшейся Советским Союзом, властвовала жестокая цензура, насильно втискивавшая творцов в рамки соцреализма, в Грузии художники были почти вне рамок этой цензуры, и, глядя на их работы, коллеги из России завистливо восклицали: «У нас такое не проходит!»

Благодаря творческой свободе, искусство Игоря Палея имело возможность развиваться, и не безуспешно, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на географической родине о выставках художника и о его произведениях.

…Высокий, загорелый, скуластый, Игорь Палей легко входит в контакт и охотно, вопреки сложившемуся у меня мнению о том, что художники – народ малоразговорчивый, ведет беседы на отвлеченные темы, философствует о своем понимании искусства.

Игорь, вы являетесь представителем абстрактного искусства, пусть и с универсальной интерпретацией его принципов (по определению специалистов). Как давно вы начали писать именно такие полотна?

– Я рисую столько, сколько помню себя. С раннего детства в моем воображении роились абстрактные образы, но, будучи ребенком, я, конечно, не подозревал, что на свете уже существуют абстракционизм, кубизм, сюрреализм и прочие «измы». Лишь повзрослев, я понял, что абстракционизм уже повлиял на эстетическое сознание общества ХХ века.

Ваши работы очень эмоциональны, яркость палитры буквально ослепляет буйством насыщенного цвета. Посвященный зритель, разумеется, умеет их читать, а непосвященный, как правило, хотел бы разъяснений.

– Я ничего никогда не разъясняю. Просто я мыслю образами, рождающимися в подсознании, и невольно они могут ассоциироваться у зрителя с морем, небом, цветами и даже космосом. Художник, в широком смысле слова, может именовать себя таковым только тогда, когда открывает для других что-то новое. Когда я пишу, я не думаю о каких-либо страданиях или радостях, в моих полотнах нет никакой философии. Сама жизнь рождает искусство. Если мои дни протекают без перемен, движения, то и в моем искусстве застой. Смена места, увлечения, любовь, какие-либо сильные впечатления от увиденного являются для меня своего рода допингом, заставляющим браться за кисть. Истоки вдохновения – в самой жизни, а моя эмоциональность – исток неоднозначного восприятия этой жизни. Искусство же – это тайна, которую никому не дано постичь.

 

Скажите, Игорь, когда вы ехали сюда, на что вы надеялись?

– На то, что смогу здесь себя реализовать.

Ну, и как?

– Я чувствую в себе большой потенциал, но он пока еще не реализован. В какой-то степени этому мешает недостаток общения, незнание языка.

Но, насколько мне известно, у вас уже были здесь персональные выставки. И совсем недавно вы участвовали в групповой экспозиции в Тель-Авиве. И это тоже нашло отражение в прессе.

 

О том, что два года жизни в Нетании для Игоря не были бесплодными, свидетельствуют и выставки, и отклики «русской» и ивритской печати. А в журнале «Израиль-2000» Игоря Палея представляют как израильского посланца искусства за рубежом. Вот как оценивает работы художника искусствовед профессор Григорий Островский: «Картины И. Палея праздничны и жизнерадостны. В них ощущается жизненная и творческая энергия художника, экспрессия мысли и чувства, живописный темперамент, влюбленность в яркие, звонкие краски реального и фантастического миров». Секрет притягательности его произведений Г. Островский видит и в лиричности, и в оптимизме, и в умении приобщить нас к сопереживанию, возможности увидеть мир его внутренним зрением.

Меня интересует, отличаются ли полотна художника грузинского периода от израильского.

– Здесь они стали более светлыми, – отвечает Игорь и поясняет, – может быть, из-за обилия солнца и более спокойной обстановки. Хотя, впрочем, и нервотрепка случается.

Прощаясь с Игорем, я заметила, что всего лишь за два года пребывания в Израиле он добился определенного успеха, а ведь впереди у него для более полной реализации вся жизнь. На что он мне ответил: «Любая творческая личность, реализуясь, развивается, а развиваясь, реализуется. Именно к этому я и стремлюсь».

***

А потом Игорь Палей переехал из Нетании в Иерусалим – и в последние лет десять выпал из поля моего зрения. Но вот 2 апреля 2009 года в Иерусалиме, во Всемирном центре прогрессивного иудаизма состоялось открытие его очередной персональной выставки. В связи с этим у меня появилась перед выставкой возможность познакомиться с его последними работами, наверстать упущенную за прошедший период информацию о нем (впрочем, приглашения на выставки Игорь посылал мне регулярно, но я ими не могла воспользоваться).

Как оказалось, переезд в Иерусалим принес художнику более комфортный настрой на творчество. Из его мастерской, расположенной на застекленной веранде, открывается прекрасный вид, а сама жизнь в столице для него отличается тем, что «в этом городе совсем другие лица, другие люди и другой воздух… Работать, творить – самое место в Иерусалиме». Так считает Игорь.

 

Полотна, написанные Палеем за последние годы, на первый взгляд, мало отличаются от прежних. Они узнаваемы по стилистике, содержанию, мажорной цветомузыке, колористическим контрастам и гармониям. Но есть в них и нечто новое, что свидетельствует о не зря потраченных годах. Чувствуется профессиональный рост, еще больше стало эмоций и экспрессии, одновременно стало более явным лирическое начало. Если прежде у него было больше абстракционизма в симбиозе с кубизмом, то сейчас это – синтез абстракционизма с сюрреализмом.

Игорь не относится к тем художникам, которые всю жизнь экспериментируют. Он верен себе и работает так, как когда-то начал. Я спросила его, не хочется ли ему попробовать себя в другом направлении. Он ответил, что не ставит себе целью быть верным себе, просто он садится писать то, что зарождается в уме. У него свой индивидуальный вариант интерпретации универсальных принципов абстрактной живописи, возможности которой неисчерпаемы, хотя, может быть, она в какой-то степени и стала уже достоянием истории. Ему интересно работать именно так, потому что «так» он ни на кого не похож, «так» он может сказать свое слово в искусстве.

Как правило, Игорь не дает названий своим работам, такая возможность предоставляется зрителю. Любопытно, что некоторые религиозные люди, посмотрев его работы, убеждают его в том, что он, сам того не зная, является человеком верующим. «Да нет, я человек светский», – говорит он в ответ. А те ему: «В твоих работах есть каббала и скрытый божественный смысл!» Возможно, такое ощущение возникает у зрителя из-за мощной энергетики, которую излучают его работы. Если долго стоять перед полотнами и фантазировать, можно увидеть некий вторичный план, какие-то предметы, образы, контуры. В картинах Игоря всегда сочетаются или противоборствуют стихии воды, небес, далекого космоса. Любит он изображать и цветы. И еще появились у него в дополнение к причудливо извивающимся лентам и птицам такие детали, как яйцо, бабочка. На вопрос, какой смысл он в них вкладывает, художник ответил:

– Природа создала совершенные формы – шар, овал. Я их помещаю, во-первых, потому что это красиво, во-вторых, потому что яйцо символизирует зарождение жизни. Когда на моих полотнах нет птиц, бабочек, яиц, смысл работ совершенно абстрагированный, потусторонний. А эти символы добавляют жизни, зритель чувствует себя участником реальности.

…Игорь Палей – художник дотошный, в хорошем смысле этого слова. Над своими работами он может трудиться месяцами и даже годами. Он нередко возвращается к своим работам, сделанным даже до репатриации, и что-то в них доделывает и переделывает, иногда полностью меняя первоначальный вид. Он упорно работает над цветом и светом, над формой и, главное, над смыслом, в который вкладывает свои мысли, энергию, чувства, миропонимание. Удивительно, как ему удается при его нелегкой репатриантской жизни сохранять неиссякаемый оптимизм и передавать в работах жизнеутверждающий настрой.

Незадолго до своей кончины замечательный искусствовед Григорий Островский написал о творчестве Палея глубокую статью, которую, к сожалению, не успел опубликовать. Вот небольшая, но емкая цитата из этой статьи: «Мировидение художника (И. Палея – Е.Л.), – пишет Островский, – оказывается более сложным и неоднозначным, чем это кажется на первый взгляд. Не сторонний наблюдатель, но соучастник нашей жизни, художник остро ощущает несовершенство окружающей действительности, нервическую аритмию современного бытия. И потому эти диссонансы входят в образную ткань его произведений столь же естественно, как и вечная жажда недостижимой гармонии земных и небесных сфер».

 

 

Some biographical facts P.O.B  36496
Place of birth - Tbilisi, Georgia Jerusalem 94470 ISRAEL
Date of immigration to Israel - 19/05/93 Tel: 077.54.100.34
  Mobile: 054.5936496
E-mails: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
 

Education:
1981-86  Studies at the Tbilisi Pedagogical Institute.
1986-91  Studies at the Tbilisi Academy of Arts.

ONE MAN SHOW (selected).
1993   October. Gordon Gallery-30, Tel - Aviv. Israel.
1994   April-May. New Art gallery, Netanya. Israel.
1996   October-November.  Art Center, Rishon-Le-Zion. Israel.
1997   April. Artist House, Ein Hod. Israel.
1997   August. Jerusalem Antiquities Authority, Jerusalem. Israel.
1998   March-April. Jerusalem International YMCA, Jerusalem. Israel.
2000   January. Soane Gallery of Art, Denver. USA.
2000   June. Zionist Organization of America, Tel - Aviv. Israel
2000   October-November-December. Asia House, Tel - Aviv. Israel.
2002   November. Beit Shmuel - The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

2004   November. Music Center – Targ – Jerusalem. Israel.
2005   March-April.  Beit Shmuel - The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

2008   September – Jerusalem Cultures Center.

2009   May-April. Beit Shmuel - The world union for progressive Judaism, Jerusalem.

Exhibitions:
1991   February. Alternative to socialist realism. Central House of Art, Tbilisi. Georgia.
1992   November. Cultural Center, Tbilisi. Georgia.
1993   June. "New Art Gallery", Netanya. Israel.
1993   December. "Sofia Gallery", Netanya. Israel.
1994   March-April. Sa-Nur's Gallery, Sa-Nur. Israel.
1995   June. "Beit Hemlin" exhibition of the new immigrant artists from Georgia, Tel- Aviv. Israel.
1995   October. "Binyanei Ha-Umah", Judaism and Art, Jerusalem. Israel.
1997   January– Jerusalem Cultures Center.

2002   October. Cultures Center, Jerusalem. Israel

2007   March. Hanita Contemporary Art Museum. Israel.

2007   May. Cultures Center. Jerusalem. Israel Professional Artist Association.

2007   September. The Jerusalem House of quality. Israel Professional Artist Association.
2008   April –May. Artist House "Ein Hod" Israel.

2008   December-January. Bible Museum. Tel-Aviv. Israel Professional Artist Association.

2009   May Beit "Yad Le-Banim” Rishon Le-Zion. Israel Professional Artist Association.

2009   Gallery "Migdalor” – Jaffa.

2010   December Gallery "Migdalor” – Jaffa

2011   February. 20 years of the Great Aliya. Culture Centre Jerusalem, Israel.

По канату – прямо к Творцу

По канату – прямо к Творцу

Все зло уготовлено нам еще при разбиении свыше. Поэтому, как можно говорить о творении, что оно прегрешает, если это создание Творца, результат Его действий?

Что бы человек ни совершал, это всегда будет следствием Творца. Всегда можно указать на источник, из которого все приходит.

Да и Он сам признает, что создал Зло и только Зло – "Я создал Зло!" ("Барати ецер ара!").

Единственная свобода воли, позволяющая нам выбрать между добром и злом, и потребовать от Творца исправления Зла в нас, реализуется с помощью окружения.

Обращаясь к группе, человек обнаружит, что есть в нем "пустое пространство", не принадлежащее ни Творцу, ни творению, - "клипат Нога", нет в нем ни добра, ни зла, а ты определяешь его своим свободным выбором.

Работая с группой, ты начинаешь видеть, что есть нечто, оставленное тебе Творцом для принятия решения. Это особая точка – твоей независимости.

В ней ты будешь называться человеком, если начнешь создавать из этой "белой", свободной точки образ Творца, примешь решение, что желаешь стать таким же как Он.

Но ты должен еще раскрыть эту точку. Пока в тебе раскрывается решимо (воспоминание) от разбиения. Подробнее...

Дао

 

Даона китайском языке  обозначает Бог-Отец, Творец, Аллах, Ишвара, Изначальное Сознание, Адибудда.

Учение даосизма, то есть, Учение о Пути к познанию Дао и Слиянию с Ним, было сформулировано и описано Божественным Лао-Цзы в трактате Дао-Дэ-Цзин.

Ниже приводится несколько цитат из книги Дао-Дэ-Цзин, описывающих Дао:

"Дао нельзя познать, лишь говоря о Нём.

И нельзя назвать человеческим именем то Начало неба и земли, Которое есть Мать всего...

... Дао выглядит подобно пустоте. Но Оно — всемогуще!

Оно — в Глубине.

Оно — является Первопричиной всего.

Оно — управляет всем.

Оно — проницает Собою всё.

Оно — Сияющий Свет.

Оно — наитончайшее!

Оно — Главная Суть всего!

Не описать Его происхождение: ведь Оно Само является Изначальным...

... Если смотреть на Дао — то не сразу заметишь. И поэтому называют Его труднозримым.

Если слушать Его — то не сразу услышишь. И поэтому называют Его труднослышимым.

Если пытаться ухватить Его — то не просто Его достичь. И поэтому называют Его трудноуловимым.

В Нём — Те, Кто восхищают Собою! Причём все Они слиты в Дао в Одно...

... Дао — одинаково вверху и внизу.

... Дао не имеет телесных образа и лица. Поэтому говорят о Нём, как о скрытом и таинственном.

Встречаюсь с Дао — и не вижу лица Его, следую за Ним — и не вижу спины Его.

... Вечное Дао проницает Собою всё. Оно есть и справа, и слева. Благодаря Ему возникают и продолжают жить и развиваться все души.

Хоть Дао столь велúко и совершает эти великие дела — но славы Себе не желает.

Оно с любовью воспитывает все существа. Оно не творит над ними насилия. Оно не настаивает на исполнении людьми Его желаний.

Оно — Велúко, хотя не настаивает на этом.

Разумные люди устремляются к Нему — Великому."

 

Билл Гейтс готовит вакцину для снижения рождаемости

Неожиданная война развернулась в российской блогосфере после выступления Билла Гейтса на закрытой TED2010 (еще в 2010 году) Conference в Лонг-Бич, Калифорния. В своей речи под названием «Обновляясь к нулю!» основатель Microsoft заявил, что уже довольно долгое время его благотворительный фонд поддерживает разработки вакцины, ведущей к снижению репродуктивности человека. Предполагается, что такой вакцинации подвергнутся жители стран Третьего мира. Как и следовало ожидать, часть блоггеров поддерживает благотворительность самого богатого человека мира. Ведь действительно, так называемые страны третьего мира, страдают от нищеты, голода и перенаселения. Сначала «богатые белые люди» принесли этим людям цивилизацию и современную медицину, а потом оказалось, что плодородная земля не может всех обеспечить пищей, а государства – работой. Благими намерениями выстлана дорога, сами знаете куда…

Есть и радикально настроенная часть блоггеров, выступающая под лозунгом «Убить Билла!» и намекающая на евгенику Гитлера. Некоторые ехидно замечают, что в развитых странах и без вакцины с рождаемостью плоховато. Мол, если уж сами не можем плодиться, так давайте хоть накормим тех, кто ничего другого не умеет и не хочет. Проблемы в мире возникают не потому, что где-то бездельничают, не могут пользоваться контрацептивами или слишком много едят. Все дело в неверном распределении мировых сил, средств. Мир как большой дом, и мы, как измученная хозяйка, бросаемся то суп помешать, то ребенка покачать, то корову подоить, – и в результате ничего не успеваем. Поэтому и получается, что где-то гибнет урожай и из-за слишком низких цен производители вынуждены выливать молоко на землю, а где-то матери торгуют собственными детьми, чтобы накормить других детей.

При этом механическое распределение средств, благотворительная помощь и транспорт с продовольствием приведет к таким же успехам, что и вакцинация от рождаемости. Любые действия заранее обречены на провал так же как, некогда «бескорыстная» помощь Советского Союза. Земля может прокормить гораздо большее количество людей. Мы имеем возможность сделать счастливыми самих себя. Мы можем наполнить свою жизнь смыслом. Для этого только действительно нужно понять, что мы – одна семья.

Анна Шалимова